3 ноября 2025
Как снимали чудеса без компьютеров: 10 лучших трюков советского кино

Кино, состоящее исключительно из бытовых сцен, просуществовало недолго: зритель хотел увидеть новый, недоступный мир, полный волшебства и фантазии. И режиссёры пообещали ему утопию: игровые фильмы, щедро сдобренные спецэффектами. Какими? Сейчас узнаем!
Одним из наиболее востребованных эффектов стало дублирование персонажей, так как близнецы-протагонисты были довольно популярны в кинематографе. Однако не всегда была возможность приглашать на съёмки настоящих двойняшек, и тогда в ход шло матовое стекло. Часть кадра закрывали, сцену снимали, затем плёнку отматывали назад и снимали ещё раз.
Эта хитрость работала не только при создании двойника, но и при съёмке телесных аномалий. Например, в кинокартине «Элла Синдерс» так удалось «закрутить» глаза актрисе в разные стороны. На экране смотрелось очень эффектно! А Мэри Пикфорд в «Маленьком лорде Фаунтлерое» целовала саму себя — перед камерой помещали портрет.
Комбинированные съёмки и обратный ход, казалось, позволяли добиться невозможных высот. В фильме о Кинг-Конге модель обезьяны была едва ли сорок пять сантиметров в высоту. Актрису снимали соло, затем монтировали два видеоряда в один и добавляли фон.
Советская сказка «Руслан и Людмила» ничем не уступала зарубежному блокбастеру, ведь там богатырь сражался с огромной головой. А кукольные киноленты тридцатых «Золотой ключик» и «Новый Гулливер» могли похвастаться кропотливой покадровой съёмкой, образующей грамотный видеоряд.
Многие фильмы родом из СССР ни морально, ни технически не устарели даже сейчас.
Топ-10 советских спецэффектов
«Илья Муромец» (1956)
Александр Птушко, король сказочных декораций, каждый раз умудрялся придумать что-то новое и невообразимое.
Горыныч в «Илье Муромце» — не макет, а полноценная фигура, изготовленная в натуральную величину и оснащённая настоящими военными огнемётами! Масштаб поистине впечатляет: массовка включала в себя более 10 тысяч участников.
«Дорога к звёздам» (1957)
Кто бы что ни говорил о западном кинематографе, но Стенли Кубрик и его «Космическая одиссея 2001 года», снятая в 1968, уже имели перед собой достойный союзный образец.
«Дорога к звездам», вышедшая на десять лет раньше, снималась ещё до запуска первого спутника, но декорации уже вызывали у зрителя художественный экстаз. Космическая станция, изменение гравитации, осторожная высадка на Луну — всё это подарил нам Клушанцев со своей командой.
«Планета бурь» (1961)
И снова пара слов о Павле Владимировиче. Его следующий фильм примечателен не только декорациями, хотя, конечно, инородная флора-фауна и неестественные пейзажи чудо как хороши и медитативны. Основной диковинкой стал вездеход, который парил над Венерой. Снято было настолько правдоподобно, что зритель всерьёз задумался о космических полётах.
На самом деле мэтр элегантно схитрил: машина была установлена на транспортировочную платформу. Колёса оставались вне поля зрения камеры, с обратной стороны каркаса. Выбрав нужные ракурс и перспективу, Павел Владимирович Клушанцев смог создать ощущение космической невесомости на съёмочной площадке.
«Планета бурь» очень понравилась зарубежным прокатчикам, за границей её крутили в двух версиях — «Путешествие на доисторическую планету» и «Путешествие на планету доисторических женщин».
«Гиперболоид инженера Гарина» (1965)
Александр Гинцбург мастерски выдерживал атмосферу экранизируемых произведений. Так было и с романом Алексея Толстого. Крах химзавода был отснят с помощью макетов, но разрушения смотрелись настолько реалистично, что фильм удостоился премии «Золотая печать города Триеста» на фестивале фантастики в Италии.
Ещё одна хитрость «Гиперболоида инженера Гарина» — безжалостный луч, которому не страшны никакие преграды. С помощью метода фронтальной проекции в фильме был показан колоссальный поток энергии: полупрозрачная амальгама со светоотражающим покрытием подсвечивалась прожектором, кадр приобретал красный оттенок, а сзади демонстрировались уже отснятые сцены.
«Солярис» (1972)
Тарковский всегда уделял особое внимание покадровым красотам и визуальным эффектам, некоторые из них актуальны и в 2025 году. Эпизоды, демонстрирующие нахождение в невесомости, снимали с помощью двух подъемных кранов. Океан в итоге получился действительно неземным: гипнотизирующим, приковывающим к экрану.
«Москва-Кассиопея» (1973)
Сюрреалистическая семейная кинолента Ричарда Викторова вошла в золотой фонд советского кино. И не зря — съёмочная команда постаралась на славу. Только представьте, пробежка в невесомости потребовала возведения восемнадцатиметровой декорации на роликовых опорах. А ещё — приклеивания актёра к стене на суперклей и участия напарника, который бежал по спирали во вращающемся коридоре. Впечатляет, неправда ли?
Зрители сразу полюбили необычный фантастический фильм, и только критики долго спорили о возможности выхода детей в космос, чувствительных роботах и антинаучности кинокартины…
«Экипаж» (1979)
Драматический кинофильм Александра Митты с элементами катастрофы можно считать образцом экшена. Сцена со взлётом заставляла зрителей вжиматься в кресла, настолько напряженной она была. Заливаемая горящей нефтью полоса многим снилась в кошмарах после сеансов.
Между тем большая часть фильма снималась на макетах. Момент взрыва полноценно снять не удалось — горючее рвануло до включения камеры. Хорошо, никто не пострадал. По сценарию тоже предусмотрен хеппи-энд, хотя режиссёр задумывал иначе:
«Героя Жжёнова отстранили от полётов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята — совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берёт штурвал — и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница, и его дочка говорит: “Папа умер”».
Брежневу пришлись по душе спецэффекты, но не понравился трагичный финал, и по настоянию Леонида Ильича его изменили.
«Петля Ориона» (1980)
И снова фантастика: послания от представителей неизведанной цивилизации. Разумеется, существа общались посредством голограмм, которые пришлось создавать при помощи проекций. Несколько прозрачных стёкол и удачная склейка, и вот уже фильм в топе. Будущее наступило!
«Через тернии к звёздам» (1980)
Несмотря на то, что визуальное кино в восьмидесятые пошло на спад, а бюджеты сильно урезались (орбитальный флаер, увы, из фильма убрали), креатива режиссёрам было не занимать.
Удивительно, но инопланетная биомасса, на создание которой ушли огромные мешки муки и реки пожарной пены, зашевелилась… благодаря водолазам. Именно аквалангисты отвечали за эффект движения. Кто из современных деятелей киноискусства мог бы до такого додуматься?
«Завещание профессора Доуэля», 1984 год
Страшная говорящая голова — вот чем запомнился этот киношедевр рядовому зрителю. Конечности в ящиках остались в прошлом, ими было никого не удивить. А лучшая часть профессора Доуэля по сценарию питалась от подведенных трубок.
Поэтому муляж головы Ольгерта Кродеса создавали особенно тщательно. Глаза из стекла скрывали за линзами очков, чтобы замаскировать отсутствие живого взгляда. Говорят, получилось: пара ассистентов даже чуть не упали в обморок.
Комбинированная съёмка (рирпроекция), макетные взрывы, хромакей, использование аниматроников, технологии захвата движения — даже в современных фильмах мы видим отголоски спецэффектов, которые с таким трудом удавалось реализовывать съёмочным группам советского времени.
