1 ноября 2025
«А зори здесь тихие»: малоизвестные факты о фильме, от которого рыдала вся страна

Страшный в своем реализме фильм собрал у экранов большую страну: зрители смотрели, не отрываясь, и плакали, плакали.
Давайте разбираться, как режиссёру удалось так точно передать дух войны и почему кинокартину «А зори здесь тихие» важно увидеть каждому, от мала до велика.
Душещипательная пьеса «А зори здесь тихие» была опубликована в 1969 году в популярном журнале «Юность».
Изначально произведение носило название «Весна, которой не было». Заглавие изменили по настоянию редакции и не прогадали: интерес к тексту проявлял буквально каждый первый читатель.
Тогда Борис Васильев «отпустил» пьесу на театральную сцену, где она имела оглушительный успех. Спектакль был основан на реальных событиях: отважная семёБорис Васильеврка сдерживает силы немецких диверсантов, предотвращая взрыв на Кировской железной дороге. В живых остаётся только командир, а отряд — маленькие, хрупкие, но преданные Родине девушки — погибает при выполнении боевой задачи. Тема женщин на войне вызвала широкий общественный резонанс.
Тем более автор очень хорошо прописал персонажей. Например, Соню Гурвич он сделал похожей на свою супругу, Зорю Поляк, с которой познакомился в Академии бронетанковых и механизированных войск, а в жёны взял перед самой победой, в 1945 году.
Спектакль по пьесе Васильева играли и на Таганке. Инна Ульянова, Зоя Пыльнова, Наталья Сайко, Марина Полицеймако, Семён Фарада, Иван Бортник, Нина Шацкая заставляли зрителя поверить в происходящие ужасы. Руководил постановкой Юрий Любимов.
Вскоре к автору пьесы обратился Ростоцкий, режиссёр-фронтовик, и попросил превратить её в сценарий. Станислав хотел снять максимально реалистичную киноленту, ведь он лично видел, что происходит на передовой.
Премьерную картину показывали целый месяц — люди потоком хлынули в кинотеатры, и в 1972 году фильм получил рекордную прибыль.
«А зори здесь тихие» получили право демонстрации на Венецианском кинофестивале, фильм был номинирован на «Оскар» как лучшая иноязычная лента. Награду режиссёр так и не взял — жюри предпочло более легкомысленное игровое кино.
Реакция зарубежного зрителя местами была очень странной, что бесконечно огорчало Станислава Ростоцкого, ведь он прочувствовал войну на собственной шкуре.
В Италии первый показ фильма почему-то вызвал смех. Возможно, аудитория просто не поняла, что происходило на экране. Зато второй показ принёс бурные овации. Аплодировали одной из главных героинь, Жене Комельковой.
В США киноленту включили в почётный перечень лучших фильмов о Великой Отечественной войне.
Идея, написанная кровью
Почему Станислав Ростоцкий так горел идеей? Будучи на фронте, режиссёр был сильно ранен и спасён бесстрашной медсестрой, вытащившей его с поля боя буквально на себе.
Фронтовик долго приходил в себя, потерял ногу, но не силу духа. Он решил увековечить подвиги боевых подруг. «Фильм — благодарность… всем женщинам, ушедшим на войну», — говорил режиссёр кинокартины.
Несмотря на кажущуюся прозрачность, нашлись и те, кто не понял основную идею ленты. «И все же, когда фильм вышел на экраны, многие не обратили внимания на его главную идею. А она заключается в центральной фразе картины: “На таком-то фронте ничего существенного не произошло”», — сокрушался режиссёр.
Трагедия маленького человека в масштабе великой страны не была столь значительной. Ростоцкий пожелал показать женские лица войны крупным планом. Чтобы помнили.
Однако фильм отправился в долгий ящик на целых три месяца: в Госкино выпускать ленту в прокат отказались. Алексей Романов выдавал стандартные отписки, пока Брежнев лично не увидел материал.
Самый молодой старшина…
Вячеслав Тихонов, звезда «Семнадцати мгновений весны», должен был сыграть старшину, но оказался занят. И режиссёр решил рискнуть, пригласив в кинокартину начинающих актёров.
Федотом Васковым стал Андрей Мартынов, которому едва исполнилось двадцать шесть. Ростоцкий был недоволен: экранному старшине уже за тридцать, да и не должен он быть таким худым. Борис Васильев, который тоже интересовался кастом, не одобрил его кандидатуру.
«Я взял рукопись, открыл наугад, начал читать, увлекся и в какой-то момент расплакался. Так сильно пробрало! Поднимаю глаза, а у Ростоцкого тоже слезы блестят. Потом мы записали несколько проб с разными девочками. Я очень волновался, поскольку до того никогда не был на киностудии, понятия не имел, как вести себя перед камерой. В конце концов меня утвердили», — рассказывал радостный Мартынов.
Роль он получил благодаря анонимному голосованию. Рассматривали на место старшины и Георгия Юматова. Но ветераны, которые были на съёмочной площадке, отдали предпочтение Андрею.
Ради фильма он отрастил усы, стал по-другому говорить и держаться, добровольно согласился носить неудобные накладки-подплечники, которые придавали фигуре солидный вид. Были и другие неудобства: очень мнительный режиссёр временами вовсе не взаимодействовал с актёрами, будто игнорировал их.
«Несколькими годами ранее Станислав Иосифович снял картину «Герой нашего времени», пригласив на роль Печорина Володю Ивашова. Тот уже сыграл в «Балладе о солдате», был народным любимцем, но новая работа, что называется, не пошла. «Герой нашего времени» провалился в прокате, Ростоцкий уговорил Славу Тихонова озвучить Ивашова, чтобы хоть как-то вытянуть роль. Вот Станислав Иосифович и боялся еще одной осечки, делал бесконечное количество дублей, злился на нас. К счастью, люди, чьему мнению он доверял, постарались успокоить его, убедить, что все идет нормально», — позже делился впечатлениями «старшина» Мартынов.
… и деревенская интеллигенция
Нельзя не упомянуть о кастинге на роли фронтовичек. В основном, пробоваться приходили студентки, которые только учились играть. На Лизу Бричкину заявилось шестнадцать претенденток.
Роль в итоге получила новенькая Елена Драпеко. Сложнее всего ей было представлять себя деревенской, ведь Лена из интеллигентной семьи. Но она справилась, научилась специфическому говору и даже без сожалений дала покрасить волосы и нанести непривычный грим.
Людмила Зайцева сыграла Кирьянову, хотя согласна была на любую роль. Ей надоело сниматься в массовке: Люсе натерпелось заявить о себе.
Ольга Остроумова в большом кино уже блеснула, мало кто не видел фильм «Доживём до понедельника». Поэтому ей разрешили выбрать персонажа. Ирина Шевчук могла похвастаться лишь парой крошечных ролей, а её тёзка Долганова и Екатерина Маркова, как и вышеупомянутая Драпеко, никогда не были на экране.
Остроумовой опыт не особенно помог, её даже хотели заменить в процессе съёмок. Волосы, рыжие, уязвимые после химии, в Карельском климате выглядели ужасно. А ещё эти нарисованные веснушки и грим на нос!
Представители Госкино советовали выбрать другую актрису, но режиссёр запретил. Сначала снимали сцены без Ольги, затем укрощали остатки химии и доснимали с ней. От грима, к счастью, отказались, и в кадре виден настоящий нос девушки, вполне симпатичный.
Ирина Шевчук пробовалась на Женю Комелькову, но её раскритиковали, посоветовав пойти в массовку. Девушка расстроилась, однако Вячеслав Шумской уговорил режиссёра дать начинающей актрисе шанс. Так она стала экранной Ритой Осяниной.
Однажды в бане
Единственная пикантная сцена, которая есть а фильме, — эпизод в бане. Режиссёр просил актрис обнажиться, но они считали, что в этом нет необходимости. Ростоцкий даже пошёл навстречу и позвал дублёрш, художественных натурщиц. Однако их формы были явно не такими, как у обессиленных девушек с фронта.
Переживая, что картина выйдет неправдоподобной, актрисы всё же согласились раздеться, но поставили условие. Четыре часа режиссёр вёл переговоры. Требование было таким: на площадке только женщины, сам Ростоцкий и оператор. Репетиции проходили в купальниках, нагими актрисы были только в одном дубле.
Увы, некоторые сотрудники нарушили договоренность. Бесстыдно подглядывал регулировщик паровой машины: отвлекся так, что установка взорвалась. Хорошо, никого не ранило.
Почему режиссёр настаивал на сцене в бане? Он хотел подчеркнуть контраст: красивые, полные жизни женщины, которые могли бы создавать семьи и воспитывать детей, вынуждены сидеть в окопах.
Смерть как есть
Трагический финал автор пьесы объяснял реализмом. Девушки уступали немцам в силе. Васильев видел войну, в 1942 сражались отборные немецкие солдаты, и горстка юных дев бы не смогла составить им конкуренцию.
Смерти снимали как можно правдоподобнее, с максимальным погружением.
«Съемки гибели каждой из нас были настолько натуральными, что члены съемочной группы плакали. Когда мою героиню убивали, рану мне мазали бычьей кровью. Представляете: жара, мухи кружат над окровавленным телом, полное ощущение смерти. Девчонки, которые не видели, как меня гримировали, когда посмотрели на меня, лежащую, испугались. Настолько всё выглядело натурально», — делилась впечатлениями Ирина Долганова (Соня Гуревич).
Екатерина Маркова, она же Галя Четвертак, бежала с зарядом на спине. Пиротехника взрывалась, ткань трещала по швам, девушка падала.
«Думала, сейчас погибну на самом деле. От ранения спасла дощечка, которую подложили на спине под заряд», — вспоминала актриса.
Лиза Бричкина умирала на экране наиболее зрелищно. Поэтому неопытная Елена Драпеко натерпелась страха на десять лет вперёд. Булькало болото, рядом взрывался динамит, жижа затекала в уши и ноздри, ведь актриса ныряла в воронку.
«Я уходила под воду с головой несколько дублей. И страшно было, и противно. Выныривала из болота вся в грязи и тине. А рядом стоял художник и поливал меня из чайника, чтобы смыть всё это. И тут же делали следующий дубль», — делилась впечатлениями Лена.
Экранизация Станислава Ростоцкого произвела фурор. Помимо неё сняли ещё две вариации, русско-китайскую по мотивам первой, а также сериальную, сценарий к которой дописывал Васильев (19 эпизодов). В 2016 году вышла версия Рената Давлетьярова, но большинство зрителей до сих пор пересматривают оригинал.

