Об Афганской войне с грустью и гордостью

15 февраля мы вспоминаем о подвигах воинов-интернационалистов, прошедших Афганистан. Об этом написаны уже сотни книг, и документальных, и художественных. Выбрать самые лучшие сложно, может быть, и невозможно — но вот без книг, о которых пойдет речь в нашем обзоре, представление об Афганской войне в нашей литературе будет неполным. Кстати, все их авторы — члены Союза писателей РФ.
Александр Проханов. Дерево в центре Кабула
Эта книга, вышедшая еще в 1982 году, и выдержавшая множество изданий, является первым в крупном жанре художественным опытом осмысления афганских событий (с начала которых к моменту издания не прошло и трёх лет). Проханов много раз бывал в Афганистане как корреспондент, и «Дерево» можно назвать скорее романом-репортажем о стране, в которой, по сути, уже идет гражданская война, но все еще немало красивого и интересного. Герой — журналист Иван Волков — один из многочисленных прохановских персонажей, отсылающих к самому автору. Понятно, что вполне откровенно писать о многом тогда было нельзя (в книге, строго говоря, нет сцен боёв с участием нашей армии), да и жанр этот не про психологическую глубину — но книга до сих пор, через 45 лет после создания, выглядит свежо и атмосферно. Позже Александр Проханов не раз вернется к афганской теме, и здесь стоит обратить внимание на его роман «Дворец» — яркое произведение про штурм дворца Амина, с которого все и началось…
Валерий Поволяев. Змеиная тропа. Сонечка
Поволяев — один из самых известных в России авторов исторических книг. За многие десятилетия (а писатель перешагнул рубеж 85-летия) им написаны романы, повести, исследования, кажется, обо всех эпохах в жизни России. Две повести (или даже больших рассказа) о временах афганской войны, может, и не масштабны, но душевны, написаны с теплотой и мастерством. «Отделение, в котором служил Руслан Бакбербаев, стояло на окраине афганского кишлака, название которого никто не мог толком выговорить — оно застревало на языке, прилипало к нёбу, — перекрывало караванный путь, по которому в Кабул могло просочиться оружие, и состояло в основном из обтёртых малословных старичков, лишь один Руслан был первогодком»… Руслану, новичку в афганских горах, предстоит остаться с душманами один на один, принять бой.. А «Сонечка» рассказывает о выпускнице медицинского института Сонечке Черняевой, добровольно отправившейся в Афганистан (куда, кстати, несколько раз ездил и сам Поволяев, известный журналист, замредактора журнала «Октябрь» и завотделом «Литературки»).
Андрей Семёнов. Цикл романов «Под солнцем южным»
Семёнов — один из воинов-интернационалистов, служил в Афганистане в 1985–1987 годах (сейчас он живёт в Саранске). Много позже это откликнулось в цикле книг «Под солнцем южным». В него входят четыре романа, и в них весь путь «афганца», от сержанта, попадающего после учебки в горячую точку, до ветерана, которому бывает нелегко встроиться в мирную жизнь (вплоть до того, что он попадает в тюрьму). Конечно, подкупает автобиографичность — от точного названия и описания географии войны, до психологических особенностей поведения человека на войне. Такие вещи не выдумаешь. И, кстати, никакого глянца в изображении тех событий нет. Например, герой писателя сержант Сёмин сначала попадает в сравнительно безопасное место, и чрезвычайно этим доволен, отнюдь не рвётся изображать из себя героя, но быстро оказывается на опасном участке из-за шутки в отношении командира (вполне безобидной, кстати, на вкус гражданского). Это происходит в романе «Пятая рота», пожалуй, наиболее удачном в цикле. Вообще же, Семёнов пишет экспрессивно, размашисто. Вот, например, фрагмент из последнего романа цикла «Вернулся солдат с войны» про отдаленный гарнизон, затерянный в афганских горах: «колонна раз в месяц, никакого водопровода, электричество от генератора, письма из дома идут по две недели и двадцать тысяч готовых к бою басмачей против шести сотен советских солдат и офицеров. Единственная относительно надежная связь с остальным человечеством — с батальонной радиостанции через полковой узел связи. Вот эта самая радиостанция — святая святых первого батальона. Случись чего и батальон погибнет — комбат застрелит радиста предпоследним, за секунду до того, как застрелится сам, чтобы не попасть в плен».
Андрей Дышев. Разведрота (и другие повести)
Дышев — из семьи потомственных офицеров, профессиональный военный корреспондент (закончил соотвествующее военно-политическое училище во Львове) не раз бывал в Афганистане, награждён орденом Красной Звезды. Уволился из армии в звании подполковника — и занялся литературой. Написал несколько десятков остросюжетных криминальных романов, по ним снято несколько сериалов.. Но афганская тема была и остается для Дышева одной из важнейших. В его повестях много «окопной правды», той, которая во все времена не очень нравилась высокому начальству. Например, в повести «Разведрота» рассказывается о жёстком, прямо скажем, дебюте молодого офицера, ротного командира, который сразу же попадает в кровавую мясорубку. Ещё можно назвать такие афганские вещи Дышева как «Сынок» (генеральский сын, можно сказать, случайно, попадает на передний край; вопрос в том, как поведёт он себя там), «Умри, моя тень» (раненный в голову командир разведроты пытается вернуть потерянную память, немалыми трудами и даже муками). Мне показалась интересной повесть «Третий тост» — о работе военных репортеров. Что называется, из первых уст.
Александр Тамоников. Афганский гладиатор (и другие романы)
Александр Тамоников (1959–2021) прошел Афганистан как боевой офицер — после окончания Самаркандского училища. Награждён. Начал писать по нынешним меркам поздно, уже к 40 годам — и быстро добился признания именно как автор военных книг (он не случайно был членом Международной Ассоциации писателей баталистов и маринистов). За свою не очень долгую жизнь успел написать много — и об Афганистане, и о Чечне (впрочем, интересовала его и русская история, например, Иван Грозный). Многие романы экранизированы — среди удачных экранизаций, например, отличный сериал «Грозовые ворота». Если брать афганскую тему, решаемую Тамониковым, как и другие, в приключенческом, героическом жанре, стоит отметить романы, «Афганский гладиатор», «Генеральский риск», «Горная атака», «Пью за врагов своих» (они посвящены действиям спецназа). Конечно, Тамоников писал во вполне определенном приключенческом жанре со всеми его условностями, но книги его интересны не только сюжетом — видно, что их автор знает боевые дела не понаслышке, и это позволяет ему раскрывать психологию героев на войне очень убедительно.