Манифест человека читающего

Информация бесполезна без критического мышления.
Ещё недавно мы существовали в плюс-минус единой системе координат. Книги в ней помогали расширению словарного запаса, пониманию ситуаций, способствовали критическому мышлении, эмпатии, развитии внимания и терпения. Цифровой мир предлагает совсем иную картину мира и мировоззрения. Цифра сегментизирует и атомизирует людей. Общество становится управляемой массой, однако сам человек оказывается в запертом, тесном мире, запрограммированном алгоритмами.
Иллюзия выбора и свободы управляет и информационным миром, миром знаний и смыслов. Цифровая многоголосица не сделала нас умнее – наоборот, она во многом зашлаковала сознание. Информация на первый взгляд весьма доступна (хотя по-настоящему важное до сих пор скрыто), но она бесполезна без критического мышления. Нужно не только правильно дать запрос на получение информации, но и отфильтровать, обработать её и так далее. Критическое же мышление тренируется чтением.
Однако в современном мире оно стало роскошью. Большинство россиян читает меньше одной книги в месяц – и это идёт вместе с лейтмотивом: «Мы перестали быть самой читающей страной в мире». Но это абсурд, звучащий как «мы перестали быть самой чистящей зубы страной в мире». Чтение для мозга – то же самое, что масло для двигателя автомобиля. Возможно, не слишком удачная аналогия, но смысл, полагаю, ясен. Так как давно когда-то стандартный вопрос «что читаешь сейчас?» перестал звучать в разговорах?
Опять же, речь идёт именно о книге – или, как сейчас говорят, о бумажном носителе. Нас же – одни специально, другие по незнанию – окончательно убедили в том, что нет никакой разницы между бумажной книгой и электронной. Но это неправда. Есть разница между бумажной и электронной книгой. И я сейчас не о запахе и пальцах, перелистывающих страницы. Когда вы читаете бумажную книгу, у вас работают совершенно другие нейронные связи.
Цифровая экономика – это экономика бедных
В старых фильмах актеры, как правило, играли на фоне книжных полок. Сейчас вы не увидите в кино книг. Люди не перевозят их из дома в дом – они выносят их на свалки. Нам сказали, что цифровая экономика – это хорошо, но цифровая экономика – это экономика бедных. Потому что серьёзные люди не заказывают доставку еды, а нанимают повара, их дети занимаются не онлайн, а с живыми репетиторами. Нас уверили, что оцифровка продвигает всех к равным возможностям, но цифровой мир сближает народы и страны по горизонтали, но разделяет людей по вертикали.
Уничтожение чтения – одно из величайших заблуждений и преступлений человечества, потому что читать не просто полезно – читать необходимо. Не делая этого, вы мутируете, превращаясь в новый подвид человека – человека наблюдающего и потребляющего. В отличие от мультимедиа для мозга чтение – не пассивный, а активный процесс. Однако может быть такой – пассивный и управляемый – человек и нужен власть имущим?
«Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Красиво, конечно, но это не соответствует действительности. В реальности люди, читающие книги, наоборот, вырезаются из жизни. Цифровой мир допускает к своим минимальным благам только тех, кто живёт по его законам. Во всех сферах, во всех странах, отовсюду уходит текст, исчезает Слово – остаются картинки, символы. В чём их опасность? Они не дают глубины, а действуют на уровне рефлексов; их потребители – собаки-пациенты профессора Павлова. В ближайшее время нам не грозит восстание машин. Угроза в другом: армия ботов навяжет нам мысли и желания.
Сохранить пространство свободы
Также весьма распространено мнение, будто бы реальные властелины мира – не только президенты, премьеры, но и те, кто стоит за ними, – живут совсем по другим законам. Они, мол, читают книги и учат детей по старым методикам. Да, возможно, так было когда-то, но осталось в прошлом. Элиты деградируют из поколения в поколение, и тому есть вполне конкретное подтверждение: мир превратился в огненное поле конфликтов. Почему? Как писала Маргарет Этвуд: «Война — это то, что происходит, когда язык терпит неудачу».
Да, мир меняется, непрерывно, ежесекундно – и мы повторяем это как мантру, ложно утешая себя. Но изменения могут быть необратимыми. Человек читающий находится на грани уничтожения и уже занесён в Красную книгу. Человек Слова уступает место Человеку Цифры. Образ Божий сначала сменился образом, представленным самим человеком, а теперь на его место приходит образ, сгенерированный нейросетью. Это означает кардинальное, непрогнозируемое изменение мира. Это означает хаос, потому что чтение есть культура, формирующая и способ мышления, и взаимодействие людей, и упорядочение общества. Это моральный и интеллектуальный иммунитет человека и человечества.
Вероятно, чтение никуда не исчезнет, да, но оно станет уделом избранных или маргиналов. Подобно первым христианам, люди читающие будут вырезаны из реальности, а в некоторых странах и преследуемыми. Потому что чтение – это в первую очередь пространство свободы, а мир уходит в контроль и тоталитаризм. Сохранить это пространство – наша жизненно необходимая задача.
Автор: Платон Беседин